В преддверии туристического сезона Роспотребнадзор проинструктировал гостиницы о мерах профилактики
04 июня 2020 г. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – «Роспотребнадзор») были утверждены обновленные Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания (гостиницы и иные средства размещения) (далее – «Рекомендации»).
Рекомендации, в частности, распространяются на отели, апарт-отели, мотели, хостелы, дома и базы отдыха, центры отдыха, гостевые дома (далее – «Гостиницы»).
Текущая версия Рекомендаций мягче первых двух, принятых в апреле и мае 2020 г.: они содержали требования, практически невыполнимые для небольших отелей и хостелов. Не удивительно, что бизнес роптал. После бурных дискуссий с вовлечением представителей власти, требования были либерализованы.
Так, обновленная версия Рекомендаций не предусматривает обязательное размещение в номере санузла (что критично, например, для хостелов), а также конкретизирует, что генеральная уборка помещений с очисткой систем вентиляции должна проводиться не воивсех Гостиницах, а только в тех, чья деятельность приостанавливалась (ограничивалась).
В части обязательности Рекомендаций и контроля за их соблюдением, позиция Роспотребнадзора по данному вопросу сводится к тому, что соблюдение Рекомендаций носит добровольный характер и штрафовать за их несоблюдение не планируется. Однако, следует учитывать, что при выявлении в Гостинице случая заражения коронавирусом, такая Гостиница будет закрыта на карантин.
Рекомендации в отношении уборки и дезинфекции
- Перед началом работы Гостиниц, деятельность которых приостанавливалась (ограничивалась), необходимо проводить генеральную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств, а также очистку систем вентиляции, кондиционеров, проверку эффективности их работы;
- Проводить профилактическую дезинфекцию помещений в соответствии с инструкцией[1] и с использованием дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке Роспотребнадзором[2];
- Установить в холлах вблизи входа в гостиницу и в местах общего пользования дозаторы с кожными антисептиками и обеспечить условия для соблюдения гигиены рук;
- Обеспечить наличие 5-дневного запаса дезинфицирующих, моющих, антисептических средств и средств индивидуальной защиты (маски, перчатки);
- Проводить влажную уборку мест общего пользования с применением дезинфицирующих средств:
- контактные поверхности (дверные ручки, выключатели, поручни, перила, поверхности столов и т.д.) – не реже, чем 1 раз в 2 часа;
- стойка регистрации – после каждого посетителя (протирать дезинфицирующими салфетками);
- помещения общего пользования – не реже 1 раза в 4 часа);
- общественные туалеты – не реже 1 раза в 2 часа.
- Проводить в местах общего пользования обеззараживание воздуха с применением соответствующего оборудования;
- Организовать проветривание помещений каждые 2 часа;
- Проводить ежедневную уборку номеров с применением дезинфицирующих средств и дезинфекцию всех поверхностей (включая телефон, пульт управления от телевизора и кондиционера (при наличии), дверные ручки и т.д.).;
- Проводить обработку матрасов и наматрасников парогенератором, а также влажную уборку коврового покрытия ковромоечными машинами или пылесосами с моющими химическими средствами с орошением дезинфицирующими средствами поверхности ковра, проветривание номера и обеззараживание воздуха соответствующими устройствами;
- По окончанию рабочей смены проводить влажную уборку обеденных залов, производственных и складских помещений пищеблоков с использованием дезинфицирующих средств;
- Обеспечить обеззараживание 1 раз в сутки уличных беседок, детских игровых площадок, скамеек, площадок у входа, урн, терминалов банковских и парковочных, помещений спасательного пункта (при наличии);
- Обеспечить обработку, не реже 1 раза в 2 часа, контактных поверхностей на улице (поручней, дверных ручек, а также обработку оборудования пляжа, открытого бассейна (при наличии) после каждого гостя;
- Обеспечить работу объектов для занятий спортом, бассейнов, бань, СПА и т.д. (при наличии в гостиницах) согласно соответствующим Рекомендациям.
Рекомендации в отношении персонала
- Назначить ответственного сотрудника Гостиницы, контролирующего соблюдение Рекомендаций;
- Организовать перед началом смены так называемый «входной фильтр» – бесконтактное измерение температуры сотрудников. Измерение проводить не менее 2х раз в день;
- Осуществить допуск персонала к работе в Гостиницах, деятельность которых приостанавливалась (ограничивалась), при наличии результатов исследований на коронавирус (методом ПЦР).
- При выполнении служебных обязанностей персоналу Гостиницы соблюдать меры личной гигиены, использовать маски и перчатки;
- Обеспечить персонал запасом одноразовых или многоразовых со сменными фильтрами масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены одноразовых масок не реже 1 раза в 3 часа, фильтров – по инструкции), перчатками (смена по мере загрязнения и повреждения), дезинфицирующими салфетками, кожными антисептиками для обработки рук и обеспечить контроль за применением персоналом средств индивидуальной защиты;
- Не использовать повторно одноразовые маски;
- Организовать централизованный сбор использованных одноразовых масок с герметичной упаковкой их в 2 полиэтиленовых пакета перед размещением в контейнеры для сбора отходов;
- Выделить специальное помещение для приема пищи персоналом с раковиной для мытья рук и санитайзерами (прием пищи на рабочих местах не допускается, в случае организации централизованного питания – обеспечить посещение по утвержденному графику);
- Обеспечить (при возможности) защиту персонала Гостиницы путем установки прозрачных заградительных конструкций, использования мебели, позволяющей проведение уборки и дезинфекции, дезинфекцию ключей от номеров и их безопасную выдачу;
Рекомендации в отношении гостей
- Обеспечить, при возможности, приобретение гостями на территории Гостиницы средств индивидуальной защиты и антисептических средств для рук;
- Обеспечить соблюдение социального дистанцирования в местах общего пользования (холлы, стойки регистрации) не менее 1,5 метров) при помощи сигнальной разметки;
- Проводить бесконтактное измерение температуры гостей при заезде в Гостиницу, а также при входе в Гостиницу в течение дня и в предприятии общественного питания в Гостинице;
- Размещать гостей преимущественно в одноместных или семейных номерах;
- Информировать гостей о необходимости проветривания номеров не реже 1 раза в 2 часа.
Рекомендации в отношении организации питания
- Организовать питание гостей преимущественно индивидуально в номерах;
- При организации питания по типу «шведского стола» или с использованием линии раздачи обеспечить нанесение сигнальной разметки на полу;
- Увеличить продолжительность приемов пищи в Гостиницах.
Рекомендации при проявлениях ОРВИ
- При повышенной температуре, кашле, насморке и других признаках острых респираторных инфекций персонал к работе не допускается;
- В случаях выявления гостей или персонала с повышенной температурой тела и другими признаками ОРВИ, незамедлительно изолировать и информировать медицинское учреждение;
- В случае выявления больного с коронавирусом (персонала или гостя) объем и перечень необходимых противоэпидемических мероприятий определяют должностные лица, проводящие эпидемиологическое расследование[3] в порядке, установленном соответствующими рекомендациями.
[1] Инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами, утвержденные Письмом Роспотребнадзора №02/770-2020-32 от 23.01.2020.
[2] Дезинфицирующие средства, прошедшие комплекс исследований (химико-аналитические исследования, микробиологические испытания, изучение токсичности и опасности) с целью оценки их эффективности и безопасности при использовании, а также соответствия требованиям нормативной документации.
[3] Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор – главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.