Новости Законодательства / 9.06.2020

Санкционные поправки в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

Государственная Дума РФ приняла в третьем окончательном чтении законопроект №754380-7 (далее – «Законопроект»), вносящий поправки в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Изменения посвящены возможности рассмотрения споров между российскими компаниями, в отношении которых введены санкции, и их иностранными контрагентами в арбитражных судах РФ. Как указывается в пояснительной записке к Законопроекту, в настоящее время российские физические и юридические лица, включенные в санкционные списки, не могут должным образом защищать себя в иностранных судах и международных коммерческих арбитражах. В этих целях Законопроект предусмотрел два принципиальных нововведения.

 

Во-первых, рассмотрение двух категорий споров отнесено к исключительной юрисдикции арбитражных судов РФ:

  • споры с участием российских физических и юридических лиц, в отношении которых были введены иностранные ограничительные меры;
  • споры с участием российских физических и юридических лиц, если основанием для возникновения подобных споров послужили иностранные ограничительные меры.

 

При этом правило об исключительной юрисдикции не применяется в случае заключения соглашения между указанными лицами, а также при наличии соответствующих положений международного договора.

Законопроект предоставляет компаниям, попавшим в санкционный список, право обращения в арбитражный суд субъекта РФ  по месту своего нахождения или месту жительства при условии, что в производстве иностранного суда или арбитражного учреждения отсутствует спор между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.

В связи с этим, в качестве второй опции Законопроект предусматривает право лица, в отношении которого инициировано или может быть инициировано разбирательство в иностранном суде или арбитражном учреждении, обратиться арбитражный суд РФ с заявлением о запрете инициировать или продолжать такое разбирательство.

Безусловно, принятие Законопроекта может сильно повлиять на судебные процессы с участием российских «санкционных» компаний, которые проходят в США, Великобритании и некоторых других государствах Европейского Союза. Одно из основных практических последствий принятия Законопроекта заключается в том, что несоблюдение правил исключительной юрисдикции приведет к невозможности признания или приведения в исполнение иностранных судебных или арбитражных решений [1].

Поэтому, если иностранный суд рассмотрел такой спор и вынес по нему решение в пользу иностранного контрагента, то последний не сможет обратить взыскание на имущество и денежные средства «санкционного» лица в России. При этом, исходя из буквальных формулировок Законопроекта, если это лицо не возражало против рассмотрения спора в иностранном суде или арбитражном учреждении, нарушение правил исключительной юрисдикции не повлечет за собой отказ в исполнении такого решения.

В то же время, антиисковый запрет, вынесенный российским арбитражным судом, не будет иметь обязательной силы для иностранного суда или арбитражного учреждения – они все также будут обладать компетенцией по разрешению спора в соответствии с применимым правом. Однако необходимо иметь в виду, что приведение в исполнение решения иностранного суда или арбитражного учреждения при наличии антиискового запрета, скорее всего, будет невозможно в России по причине противоречия публичному порядку.

 

[1] Пункт 3 части 1 статьи 244 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

 

Share on LinkedInTweet about this on TwitterShare on Facebook