Новости Законодательства / 10.07.2020

Россия и Кипр – конец бурного романа?

25 марта 2020 года Президент России анонсировал повышение ставок налога у источника для отдельных видов выплат, отправляемых за рубеж. Впоследствии Министерство финансов Российской Федерации направило правительству Кипра официальное письмо с требованием пересмотреть условия соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного между нашими странами[1] (далее – «Соглашение»).

Российская Федерация предложила Кипру поднять ставку налога у источника на дивиденды и проценты до 15%. Кипр ожидаемо ответил отказом. Россия, между тем, предупредила, что невыполнение ее требований приведет к расторжению Соглашения.

Расторжение Соглашения повлечет существенные изменения в налогообложении международных структур и лиц, имеющих личные, семейные или имущественные связи с Кипром. Приведем наиболее существенные из них:

  • Налогообложение дивидендов. Изменится ставка налогообложения дивидендов – выплаты резидентам Кипра будут облагаться по стандартной ставке 15%, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации. Сейчас дивиденды, выплачиваемые на Кипр из России, облагаются по пониженным ставкам 5% или 10%, в зависимости от размера вклада кипрского резидента в российскую компанию.
  • Налогообложение процентов и роялти. Изменится порядок налогообложения процентов и роялти. Выплата процентов и роялти на Кипр будет облагаться по ставке 20% у источника в Российской Федерации. Сейчас проценты и роялти, выплачиваемые на Кипр из России, налогом у источника не облагаются.
  • Двойное резидентство. Прекратят действовать критерии, на основании которых в спорных случаях определяется налоговое резидентство лица. Возникнет риск, что лицо будет признано одновременно резидентом двух государств и, как следствие, будет подлежать двойному налогообложению.

Недоступной также станет взаимосогласительная процедура между уполномоченными органами Российской Федерации и Кипра, которая может использоваться для решения споров о налоговом резидентстве и двойном налогообложении.

  • Устранение двойного налогообложения. Физические лица полностью лишатся возможности зачесть в России какие-либо налоги, уплаченные на Кипре. Российские организации не смогут зачесть налог, уплаченный у источника на Кипре при распределении дивидендов в пользу российской организации, если Кипр отменит нулевую ставку налога на такие операции.
  • Обмен налоговой информацией. Прекращение Соглашения может привести к остановке обмена налоговой информацией между государствами. Несмотря на то, что обязанность по обмену налоговой информацией закреплена также в Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам[2], ее положения носят общий характер, поэтому у Кипра появится больше возможностей для затягивания запросов российских налоговых органов.

Кипр также может отказаться осуществлять с Российской Федерацией автоматический обмен налоговой информацией. Это окажет негативный эффект на валютное регулирование, поскольку с 1 января 2020 года российские резиденты могут зачислять денежные средства от нерезидентов напрямую в иностранные банки, расположенные на территории иностранных государств, которые осуществляют автоматический обмен финансовой информацией с Россией.

  • Постоянные представительства. В отсутствие Соглашения, льготный 12-месячный период, в течение которого деятельность кипрской компании на строительной площадке не приводит к образованию постоянного представительства, перестанет существовать.
  • Налогообложение КИК[3]. Российские резиденты потеряют возможность освободить прибыль кипрских КИК от налогообложения в России в случае, если эффективная ставка налогообложения такой КИК на Кипре будет составлять не менее 75% российской[4]. Финансовую отчетность кипрских КИК можно будет составлять только в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета.

Таким образом, расторжение Соглашения будет иметь существенные негативные последствия для бизнесов, структурированных с использованием Кипра, и лиц, имеющих личные, семейные или имущественные связи с обеими юрисдикциями. Мы рекомендуем предварительно проанализировать эффект, который может оказать расторжение Соглашения на бизнес, и разработать план действий по минимизации негативных последствий на случай, если Соглашение действительно будет расторгнуто.

 

[1]            Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Заключено в г. Никозии 05.12.1998)

[2]            Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (Заключена в г. Страсбурге 25.01.1988)

[3]            Предложение В.В.Путина обложить КИК фиксированным налогом в 5 млн. рублей/год не учитывалась.

[4]            Российские резиденты сохранят возможность освободить прибыль КИК от налогообложения по иным основаниям, предусмотренным российскими правилами о КИК. Например, в случае, если КИК является активной иностранной компанией (доходы от активной деятельности составляют не менее 80% всех доходов КИК).

Share on LinkedInTweet about this on TwitterShare on Facebook