Новости Законодательства / 14.01.2021

Изменения в области утилизации отходов в 2021 году

Предусмотренная российским законодательством, так называемая, расширенная ответственность производителя предполагает обязанность производителей/импортеров товаров обеспечивать выполнение установленных Правительством РФ нормативов утилизации отходов[1] от использования товаров[2], включенных в специальный перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее – «Перечень»)[3].

В рамках настоящего обзора мы рассмотрим основные изменения, которые следует учитывать организациям, производящим товары на территории РФ или импортирующим товары на территорию РФ, при подаче отчетности о выполнении норматива утилизации отходов в 2021 г.

Новый Перечень с 01 января 2021 г.

С 01 января 2021 г. действующий Перечень прекращает действие и вступает в силу обновленный перечень товаров и упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, который будет действовать до 01 января 2022 г[4].

Отметим, что из нового Перечня исключены 6 групп товаров, таких как провода и кабели электронные и электрические, изделия из стекла изолирующие многослойные, изделия деревянные строительные и столярные прочие и проч. Кроме того, новый Перечень дополнен 2 группами упаковок товаров, включающими упаковку из полимерных материалов, содержащих галоген и упаковку из комбинированных материалов.

Изменения в правилах предоставления отчетности о выполнении норматива утилизации

Обязанность производителя/импортера товаров по их утилизации считается исполненной[5]:

  • со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, либо
  • со дня уплаты экологического сбора.

С 01 января 2021 г. по 01 января 2022 г. порядок предоставления такой отчетности будет регулироваться обновленными Правилами предоставления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 №2010 (далее – «Правила»).

В целом новые Правила не значительно отличаются от предыдущих. При этом, отметим, что согласно новым Правилам в случае отсутствия возможности подачи отчетности в форме электронного документа, отчетность представляется на бумажном носителе с обязательным приложением копии на электронном носителе, сформированной с использованием электронных сервисов системы учета отходов. Ранее, напрямую не предусматривалось представление копии отчетности.

Также, новыми Правилами предусмотрено, что Роспотребнадзор в целях подтверждения представленных в рамках отчетности производителем/импортером товаров сведений, вправе запросить необходимую для такого контроля информацию, у (1) федеральных органов исполнительной власти, в распоряжении которых находятся такие сведения, а также у (2) организаций (ИП), с которыми производителем/импортером товаров заключен договор на утилизацию отходов от использования товаров, в том числе информацию о наличии соответствующих мощностей оборудования для утилизации отходов от использования товаров. При этом, уточняется, что информация по указанному запросу Роспотребнадзора должна быть представлена в 30-дневный срок.

Напомним, что непредставление/несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, включенных в Перечень, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 70 000 до 150 000 рублей[6], за предоставление отчетности в неполном объеме либо содержащих недостоверные сведения – административный штраф в двукратном размере суммы экологического сбора по соответствующей группе товаров (например, в отношении группы №32 «Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование», установлена ставка экологического сбора в размере 26 469 рублей за 1 тонну), но не менее 250 000 рублей[7].

____________________________

Рекомендуем учитывать указанные выше нововведения при подготовке вашей организацией отчетности о выполнении нормативов утилизации в 2021 г.

[1]     Норматив утилизации отходов представляет собой выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных покупателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации (Информация Минприроды России «Об актуальных вопросах исполнения “расширенной” ответственности производителей, импортеров товаров).

[2]     п. 1 и п. 2 ст. 24.2 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – «ФЗ №89»).

[3]     Указанный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 №2970-р «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

[4]     Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 №3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

[5]     п. 9 ст. 24.2 ФЗ №89.

[6]     п. 1 ст. 8.5.1 Кодекса об административных нарушениях РФ.

[7]     п. 2 ст. 8.5.1 Кодекса об административных нарушениях РФ.

Share on LinkedInTweet about this on TwitterShare on Facebook

Дополнительная информация