Новости Законодательства / 20.02.2021

Новая концепция совершенствования института РОП

28 декабря 2020 г. Правительством РФ была утверждена новая Концепция совершенствования института расширенной ответственности производителей/импортеров товаров/упаковки товаров (далее – «РОП», «Концепция» соответственно)[1].

Для реализации положений Концепции потребуется принятие большого количества нормативных актов/внесение изменений в действующее законодательство. На сегодняшний момент этот процесс еще не запущен. Соответствующая «дорожная карта», которая ожидалась до 15 февраля 2021 г., еще не утверждена. Тем не менее, анализ Концепции позволит бизнесу понять вектор развития законодательства в сфере утилизации отходов производства и подготовиться к грядущим изменениям.

Концепция совершенствует действующую модель РОП и предполагает разработку новых правил, которые позволили бы сформировать более эффективную систему обращения с отходами, максимально ориентированную на их утилизацию.

В рамках реализации Концепции предлагается реализовать следующие меры:

  1. Создание системы целевых показателей утилизации по группам отходов

Действующие нормативы утилизации определяют индивидуальный уровень ответственности отдельного товаропроизводителя и не являются целевыми показателями. Задача системы целевых показателей – определить уровень утилизации отходов в качестве ориентира для развития РОП в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Так, на первом этапе предлагается определить целевые показатели для следующих групп товаров:

  • упаковка товаров
  • электронная и бытовая техника
  • батареи и аккумуляторы
  • шины
  • нефтепродукты (масла)
  1. Совершенствование способов выполнения РОП

Новая Концепция нацелена на повышение заинтересованности производителей/импортеров в создании систем раздельного накопления отходов и развитии мощностей по их утилизации.

В этой связи, в целях совершенствования способов выполнения РОП предлагается:

  • Сохранить следующие варианты выполнения нормативов утилизации[2]:
  1.  самостоятельная утилизация, т.е. утилизация с помощью собственных объектов по сбору, накоплению и утилизации отходов, а равно заключение прямых договоров с утилизаторами;
  2. уплата экологического сбора.

В связи с невысокой востребованностью утилизации отходов через ассоциации производителей/импортеров, передача ответственности по выполнению нормативов утилизации таким ассоциация представляется, по мнению разработчиков Концепции, нецелесообразной.

  • Разработать механизм подтверждения факта выполнения обязанности по утилизации отходов, а также регламентировать, что признается утилизацией отходов по каждой группе товаров/упаковке товаров;
  • В отношении импортируемых товаров разработать механизм, который гарантировал бы исполнение обязательств по утилизации отходов от таких товаров до его реализации. Например, путем предоставления банковской гарантии или поручительства, которое может быть представлено утилизатором;
  • Постепенно увеличить норматив утилизации для всех видов товаров, за исключением упаковки, на не менее 10 процентных пунктов в год.
  • Предусмотреть упрощения для СМСП[3], которые производят незначительный объем товаров путем установления фиксированного размера экологического сбора и/или упрощения в части предоставления отчетности;
  • Предусмотреть, что в случае если в качестве способа выполнения РОП выбрана уплата экологического сбора, то сумма экологического сбора должна рассчитываться исходя из двойного норматива утилизации (в целях стимулирования передачи отходов на утилизации, а не просто уплату средств в бюджет). А в случае недостижения норматива утилизации сумма экологического сбора, подлежащая уплате, должна рассчитываться исходя из разницы между нормативом утилизации и фактическим объемом утилизации отходов, увеличенной в 2 раза.
  1. Совершенствование принципов исчисления и расходования экологического сбора

Для реализации этих целей предлагается:

  • Осуществлять расчет ставок экологического сбора по принципу – чем менее экологичный и более трудноперерабатываемый товар (упаковка), тем выше ставка;
  • Обеспечить соответствие размера экологического сбора характеристикам конкретного товара, включая продолжительность срока службы, возможность его ремонта, наличия опасных веществ, пригодности к утилизации;
  • Запретить или существенно ограничить производство отдельных видов товаров (упаковки) в случае невозможности их утилизации;
  • Учитывать при расчете ставок экологического сбора эксплуатационные затраты (т.е. затраты на раздельное накопление, затраты на сбор и транспортирование, затраты на обработку) и инвестиционные затраты (т.е. затраты на создание инфраструктуры по обращению с отходами);
  • Направлять средства экологического сбора на создание и развитие инфраструктуры по сбору и утилизации отходов.
  1. Совершенствование регулирования упаковки и упаковочных отходов

Согласно статистике, в настоящее время до 50% объемов ТКО составляют отходы упаковки и этот объем будет в дальнейшем только увеличиваться, в том числе в связи с активным развитием онлайн коммерции и сервисов доставки.

Для целей более эффективного регулирования утилизации упаковки предлагается:

  • Утилизировать упаковку в полном объеме, поскольку в ней содержится высокая доля пригодных для утилизации материалов;
  • С 01 января 2022 г. ввести 100%-ный норматив утилизации упаковки, выпущенной в оборот;
  • В отношении упаковки, которая по сути является самостоятельным товаром (например, пакеты, фольга, бумажные/пластиковые стаканчики) и реализуется для различных целей (для упаковки еды, кофе, продуктов, товаров) предлагается перенести ответственность за ее утилизацию на производителей. В настоящее время ответственность по утилизации такого вида упаковки несут производители/импортеры товаров в такой упаковке;
  • Ввести ответственность за утилизацию комбинированной упаковки с установлением самостоятельных целевых показателей в отношении такой упаковки, а также более высокие ставки экологического сбора.
  1. Совершенствование процессов администрирования и контроля за исполнением РОП

Для реализации этих целей предлагается, в частности:

  • Обеспечить формирование информационной системы, которая должна быть интегрирована с государственной информационной системой учета ТКО, а также с иными государственными информационными системами, которая позволяла бы отслеживать факт производства товара, упаковки, попадающих по действие РПО.
  • Создать и вести в рамках такой информационной системы следующие реестры:
  1. Реестр перечня упаковки и упаковочных материалов;
  2. Реестр производителей и импортеров товаров (упаковки);
  3. Реестр утилизаторов, включая данные о мощностях;
  4. Реестр мест раздельного накопления и сбора отходов, а также объектов обработки отходов.
  • Установить требование о предоставление отчетности не реже чем 2 раза в год (в настоящее время отчетность предоставляется 1 раз в год).
  • Определить возникновение обязанности выполнения нормативов утилизации с момента выпуска товаров в оборот/производства/с момента импорта.
  • Установить возможность предоставления отчетности в информационную систему исключительно в электронной форме.
  1. Принятие мер по стимулированию утилизации отходов от использования товаров

Для реализации этих целей предлагается, в частности:

  • Обязать использовать исключительно упаковку, созданную с использованием определенной доли вторичного сырья;
  • Запретить использование определенных видов товаров и упаковки, которые не подлежат утилизации;
  • Разработать рекомендации для торговых сетей по постепенному вводу в оборот в торговых залах упаковки, произведенной из материалов, пригодных к утилизации, в том числе биоразлагаемых;
  • Упростить администрирование НДС с операций по реализации отходов между заготовителями и утилизаторами;
  • Внедрить цифровые платформы и сервисы, позволяющие сформировать современные поведенческие шаблоны рационального использования товаров.

____________________________

В связи с принятием Концепции рекомендуем отслеживать изменения в законодательстве об утилизации отходов.

[1] Напомним, что РОП представляет собой механизм экономического регулирования, согласно которому производители/импортеры товаров обязаны обеспечить их утилизацию после использования и утраты ими потребительских свойств путем выполнения установленных нормативов утилизации. В России механизм РОП функционирует с 2015 г., однако, по словам разработчиков концепции, за время своего существования не показал существенных экологических и экономических результатов, как и фактического увеличения количества утилизируемых отходов и повышения заинтересованности производителей в использовании более экологичных материалов

[2]     Напомним, что согласно действующей редакции ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 г. предусматриваются следующие способы обеспечения выполнения нормативов утилизации:

  • непосредственно самими производителями/импортерами товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов;
  • непосредственно самими производителями/импортерами товаров путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, либо организацией – утилизатором;
  • на основании договора с ассоциацией, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации;
  • путем уплаты экологического сбора.

[3]     Субъекты малого и среднего предпринимательства.

Share on LinkedInTweet about this on TwitterShare on Facebook

Дополнительная информация