Новости Законодательства / 28.04.2021

Обзор изменений законодательства о недвижимости и строительстве за I квартал 2021 г.

 Общие вопросы: Недвижимость и Строительство

  1. Утвержден новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков

 С 05 апреля 2021 г. вступил в силу новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее – «Классификатор»)[1].

Напомним, что Классификатор предусматривает закрытый перечень допустимых видов разрешенного использования участков, а также расшифровку допустимой деятельности по каждому из таких видов.

Содержание Классификатора, включая наименование видов разрешенного использования и их описание, в целом, осталось прежним. Принятие нового Классификатора обусловлено главным образом передачей полномочий по регулированию земельных отношений от Минэкономразвития России Росреестру.

2. Расширен перечень расходов, на которые можно потратить заем, предоставляемый членам СРО

23 марта 2021 г. вступили в силу изменения, регулирующие условия предоставления займов членам СРО[2]. Напомним, что 08 июля 2020 г. в качестве дополнительной меры поддержки строительной отрасли в связи с кризисными условиями, вызванными пандемией коронавируса, вступило в силу положение, предусматривающее возможность получения застройщиками-членами СРО займа за счет средств компенсационного фонда СРО[3].

Ранее заемные средства можно было потратить, в частности, на выплату заработной платы работникам, приобретение строительных материалов, оборудования и на иные цели.

В связи с принятыми изменения, средства от займа СРО можно также направить на:

  • уплату за сотрудников НДФЛ, а также страховых взносов по обязательному социальному, медицинскому, пенсионному страхованию;
  • уплату обеспечения заявки на участие в закупке работ в целях заключения договора подряда;
  • приобретение строительных материалов, конструкций, оборудования для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов здравоохранения, образования, культуры, спорта, иных объектов социального обслуживания населения на основании концессионных соглашений/соглашений о ГЧП;
  • приобретение компьютеров и программ для них, обеспечивающих формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства.

Кроме того, были незначительно скорректированы требования к самим заемщикам.[4]

3. Утверждена дорожная карта по трансформации делового климата в строительной деятельности

С 19 января 2021 г. начал действовать новый план мероприятий (дорожная карта) реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Градостроительная деятельность» (далее – «Дорожная карта»)[5].

Так, в соответствии с Дорожной картой, планируется:

  • сократить сроки проектирования отдельных видов капитального строительства путем оптимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации – к апрелю 2021 г.;
  • усовершенствовать правоотношения, возникающие между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных коммуникаций при строительстве, реконструкции и/или капитальном ремонте инженерных коммуникаций – к июлю 2021 г.[6];
  • обеспечить возможность использования типовой проектной документации при ее подготовке и снижение стоимости проектирования и строительства, а также сокращение сроков проектирования – к июлю 2021 г.;
  • сократить количество видов зон с особыми условиями использования территорий, а также упростить порядок их установления, изменения и прекращения существования – к сентябрю 2021 г.;
  • оптимизировать взаимодействие уполномоченных органов государственной власти и застройщиков при вводе объектов капительного строительства в эксплуатацию, постановке их на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав[7] – к сентябрю 2021 г.;
  • оптимизировать процедуру предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности, в аренду для целей строительства, включая сокращение сроков предоставления земельных участков – к ноябрю 2021 г.;
  • определить правовой статус апартаментов (в том числе, ранее построенных) и установить возможность регистрации в них по месту жительства – к декабрю 2021 г.

4. Внесены изменения в процедуру проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а так же их государственного учета[8]

Функция организации и проведения работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия возложена на региональные муниципальные органы охраны объектов культурного наследия, а также иных заинтересованных физических и юридических лиц. Ранее, данная функция выполнялась только физическими или юридическими лицами самостоятельно, а также по заказам физических или юридических лиц.

Утратила силу форма заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также правила подачи и заполнения. Новая форма Приказом не предусмотрена. Заявление подается в свободной форме[9].

5. Участники садовых и гаражных товариществ, собственники недвижимости в коттеджных поселках теперь смогут самостоятельно инициировать проведение комплексных кадастровых работ[10]

Ранее проведение комплексных кадастровых работ было возможно только за счет средств бюджетов субъекта РФ. Новые правила устанавливают возможность проведения комплексных кадастровых работ за счет средств собственников земельных участков, путем оформления единого документа в отношении принадлежащих им земельных участков и расположенных на них зданий и согласования местоположения границ земельных участков.

Собственники заключают договоры подряда на выполнение комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств, до этого направив в уполномоченный орган запрос о предоставлении информации о планировании указанными органами выполнения таких работ за счет бюджетных средств [11].

6. Определен новый Порядок согласования, срок рассмотрения документации и требования к разработке специальных технических условий (далее – СТУ)[12]

Напомним, что СТУ разрабатываются для таких объектов капитального строительства, строительство которых предполагает отступление от требований, установленных сводов правил и стандартов, а также в случае отсутствия требований к надёжности и безопасности[13].

В новом Приказе 734/пр появились, в том числе, следующие нововведения:

  • предусмотрена возможность разработки СТУ на единый недвижимый комплекс[14];
  • в Техническое задание и пояснительную записку к СТУ включается указание на риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ;
  • в случае направления документации с нарушением установленных требований, заявителю направляется уведомление об оставлении заявления без рассмотрения в форме электронного документа (ранее такая документация подлежала возврату);
  • уменьшился срок рассмотрения документации и принятия решения о согласовании СТУ либо об отказе в согласовании СТУ (составляет 20 рабочих дней со дня поступления документации в Минстрой России, а не 30 календарных дней, как это было раньше);
  • детализированы случаи отказа в согласовании СТУ[15];
  • Приказ дополнен положением о порядке проведения заседаний нормативно-технического совета[16], а также новой, ранее отсутствующей, главой IV «Порядок работы Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа)».

Проектная документация

7. Изменились требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий[17]

Приказ № 341/пр дополнен:

  • требованием к оформлению заключений (экспертизы, в том числе повторной, заключений государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения)[18] сведения о которых подлежат включению в Реестр[19] и те, которые не подлежат включению в Реестр;
  • для сведений, которые подлежат включению в Реестр, в заключении дополнительно указывается:
    • перечень электронных документов, содержащих описание результатов инженерных изысканий, которые представлены для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, и по результатам рассмотрения которых подготавливается заключение экспертизы; и (или)
    • перечень электронных документов (файлов), входящих в состав проектной документации, представленной для проведения государственной экспертизы, и по результатам рассмотрения которых подготавливается заключение экспертизы.

8. Вступил в силу новый «ГОСТ Р 21.101-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации»[20]

9. Изменился порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий[21]

Порядок распространяется в том числе на порядок проведения экспертного сопровождения (далее – государственная экспертиза), а также на порядок выдачи заключения государственной экспертизы и определение платы за проведение государственной экспертизы.

Порядок, в частности, дополнен:

  • объектами, для которых проводится экспертиза проектной документации. Это объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять: на территориях двух и более субъектов РФ/на территории одного субъекта РФ, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или подведомственными этим органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями по месту расположения земельного участка/ов[22];
  • перечнем документов, предоставляемых для проведения государственной экспертизы[23]:
    • заявление о проведении государственной экспертизы;
    • доверенность, подтверждающая полномочия.
  • необходимостью проведения проверки достоверности определения сметной стоимости, в случае если сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства не превышает 10 млн. рублей (если это предусмотрено договором)[24].

Жилищное строительство/Эксплуатация МКД

10. Возможность проведения общих собраний собственников помещений в МКД[25] в заочной форме через госуслуги

29 января 2021 г. вступили в силу изменения в Положение о Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – «Единый портал»), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 861[26].

Согласно принятым поправкам, на Едином портале должна появиться функция, обеспечивающая возможность проведения общего собрания собственников помещений в МКД в заочной форме с использованием единого портала.

11. Расширены возможности Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства (далее – Фонд) по финансированию строительства проблемных объектов[27]

Напомним, что Законом № 218-ФЗ установлены цели, на которые может использоваться имущество Фонда[28], а также установлен список условий нецелесообразности финансирования[29].  Постановлением № 575 дополнительно установлено, что возможно финансирование на установленные цели, даже при наличии условий нецелесообразности финансирования, если при этом соблюдаются одновременно следующие условия:

  • на проектную документацию объекта получено положительное заключение экспертизы такой документации;
  • объект расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого допускает строительство на нем указанного объекта;
  • объем строительно-монтажных работ, выполненных в отношении объекта, составляет не менее 50% объема строительства в соответствии с проектной документацией и подтвержден отчетом об оценке;
  • в отношении лица, привлекающего денежные средства и (или) имущество участников строительства, введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве, и применяются правила о банкротстве застройщиков;
  • строительство объекта в зонах с особыми условиями использования территорий осуществлялось с соблюдением ограничений, установленных законодательством;
  • наличие действующих технических условий на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • документальное подтверждение субъектом РФ наличия в бюджете бюджетных ассигнований на софинансирование расходных обязательств субъекта РФ;
  • неприменение мер процессуального принуждения в ходе уголовного судопроизводства в виде наложения ареста на объект и (или) земельный участок, предназначенный для строительства такого объекта.

12. Дополнены Правила принятия решения Фондом защиты прав граждан – участников долевого строительства о финансировании или о нецелесообразности финансирования «проблемных новостроек»:[30]

  • установлена форма и порядок подачи ходатайства субъекта РФ о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов;
  • установлена форма соглашения между Фондом и субъектом РФ. Исключено правило, согласно которому субсидии предоставляются в порядке календарной очередности заключения соглашений;
  • расширился перечень оснований, препятствующих принятию Фондом решения о финансировании завершения строительства:
    • земельный участок, расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают строительство объектов капитального строительства;
    • на земельный участок наложен арест.
  • появилась возможность изменения предельной суммы выплат, указанной в решении о финансировании мероприятий по выплате возмещения гражданам, в случае поступления в Фонд после закрытия реестра требований кредиторов заявлений граждан – участников строительства о выплате возмещения.

13. Введены правила финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования (далее – Правила)[31] [32]

В Правилах установлен порядок финансирования строительства и (или) реконструкции объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе реализуемых при жилищном строительстве, с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования.[33]

Устанавливается порядок предоставления специализированным обществом займов при реализации проекта жилищного строительства и для обеспечения жилищного строительства и развития городской инфраструктуры:

  • в первом случае заем предоставляется юридическим лицам, а также юридическим лицам, 100% акций которых владеет субъект РФ, чьи проекты строительства отобраны Межведомственной комиссией;
  • во втором случае заем предоставляется на цели строительства и реконструкции в отношении тех объектов, которые отобраны Межведомственной/Правительственной комиссией.

Правилами также установлены критерии отбора проектов жилищного строительства в целях предоставления займа, критерии отбора проектов развития инфраструктуры, критерии отбора проектов развития городской инфраструктуры[34]. Утверждены требования к застройщикам, участвующим в отборе проектов строительства.

Государственный кадастровый учет

14. Продолжают вступать в силу Изменения в области государственной кадастровой оценки (ГКО):[35] [36]

  • Изменились правила надзора за проведением ГКО.

Теперь Росреестр, без проведения плановых проверок, осуществляет наблюдение за соблюдением законодательства при проведении ГКО, посредством анализа сведений и материалов о деятельности органов.[37] А в случае выявления нарушения направляет уведомление о необходимости устранения выявленного нарушения, а не выдает, как раньше, предписание об устранении выявленных нарушений.

  • Изменились правила определения кадастровой стоимости:
    • Зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест. Теперь обязательному рассмотрению на предмет влияния на кадастровую стоимость подлежат сведения: о местоположении; годе постройки; материале стен объекта недвижимости; серии многоквартирного дома; ветхом или аварийном состоянии объекта недвижимости; нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории; иные ценообразующие факторы.
    • Земельных участков. Теперь учитываются влияющие на нее сведения: о местоположении участка; нахождении в границах зоны с особыми условиями использования территории; иные ценообразующие факторы[38].

По итогам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением (в Санкт-Петербурге это СПб ГБУ «Кадастровая оценка»), составляется проект отчета на электронном носителе в форме электронного документа. Скорректирован порядок предоставления замечаний к проекту отчета и их принятия бюджетным учреждением. Замечания как и ранее могут быть представлены любыми лицами.[39]

Права на землю

15. Определены особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ)[40]

Нововведения устанавливают возможность, без изъятия земельных участков и объектов недвижимости, включать населенные пункты в состав ООПТ. Теперь оборот таких земельных участков не ограничивается[41].

Дополнены требования подготовки генерального плана, проекта правил землепользования и застройки в отношении населенных пунктов в составе ООПТ.[42] Устанавливается, что с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся ООПТ согласовываются проекты схем территориального планирования муниципальных образований, проект правил землепользования и застройки.

16. Заявление об установлении публичного сервитута для прокладки коммуникаций около дорог подается по новым правилам[43]:

  • заявление теперь может подаваться как в электронном, так и в бумажном виде владельцем инженерных коммуникаций или его уполномоченным представителем (далее – заявитель), согласно новому установленному образцу, в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков владельцам автомобильных дорог;
  • дополнительно к заявлению для переноса, переустройства или эксплуатации инженерной коммуникации теперь прикладываются копии документов о праве на инженерную коммуникацию, когда такое право не зарегистрировано в ЕГРН;
  • уполномоченный орган принимает заявление к рассмотрению в течение 5 рабочих дней с момента его регистрации. Ранее срок составлял 3 рабочих дня;
  • решение об установлении публичного сервитута принимается уполномоченным органом и оформляется распорядительным актом в течение 15 рабочих дней с даты регистрации заявления. Ранее срок составлял 10 рабочих дней.

Пожарная и антитеррористическая безопасность

17. Установлена административная ответственность за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах защиты, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска[44]

Повторное нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП влечет наложение административного штрафа в отношении юридических лиц от 200 тыс. до 400 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток.

А в случае возникновения пожара – от 350 тыс. до 400 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток.

18. Внесены изменения в требования к антитеррористической защищенности торговых объектов [45]

Теперь, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, сможет определять и утверждать критерии включения (исключения) торговых объектов (территорий) в Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты (Далее-Перечень).

Исключается обязанность правообладателей торговых объектов (территорий), которые не включены в Перечень, самостоятельно определять содержание и порядок обеспечения антитеррористической защищенности таких торговых объектов (территорий).

Торговые объекты (территории), включенные в Перечень и не соответствующие ни одной из категорий торговых объектов (территорий), установленных для целей включения их в Перечень, подлежат исключению из Перечня. Ранее, категория присваивалась всем торговым объектам.

19. Введен в действие свод правил «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования».

Вместо Свода правил СП 5.13130.2009[46] введены два новых Свода правил:[47]

  • Свод правил СП 484.1311500.2020 устанавливает нормы и правила проектирования и последующего содержания систем пожарной сигнализации и автоматизации противопожарной защиты для зданий, сооружений, оборудования, наружных установок различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. В частности, предусматривается, что жилые помещения (комнаты), прихожие (при их наличии) и коридоры квартир следует оборудовать автономными дымовыми извещателями пожарными вне зависимости от этажности здания, в том числе в одноквартирных и блокированных жилых домах;
  • Свод правил СП 485.1311500.2020 устанавливает нормы и правила проектирования установок пожаротушения автоматических для зданий и сооружений различного назначения, а также отдельных технологических единиц, расположенных в зданиях, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. 

Охрана окружающей среды/Экологическая безопасность 

20. Законодательство дополнено новым термином «Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)»[48]

Экологическая информация отнесена к общедоступной информации, к которой не может быть ограничен доступ.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые обладают экологической информацией, размещают на официальных сайтах информацию о состоянии окружающей среды в форме открытых данных, содержащую в том числе сведения:

  • о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;
  • о радиационной обстановке;
  • о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
    • об обращении с отходами производства и потребления;
    • о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Такая информация предоставляется на безвозмездной основе.

Теперь в полномочия органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, входят полномочия по утверждению правил размещения и обновления информации о состоянии окружающей среды.

ГЧП

21. Утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на реализацию соглашений о ГЧП/концессионных соглашений

28 декабря 2020 г. вступил в силу порядок предоставления субсидий на реализацию соглашений о ГЧП/концессионных соглашений, публичным партнером/концедентом по которым выступает Санкт-Петербург[49] (далее – «Порядок»).

Порядок распространяется на субсидии, предоставляемые на безвозмездной и возмездной основе из государственного бюджета[50] в целях возмещения недополученных доходов и/или возмещения затрат в связи с реализацией соглашений о ГЧП/концессионных соглашений:

(1) российским юридическим лицам, с которыми Санкт-Петербургом[51] заключены соглашения о ГЧП, предусматривающие предоставление частному партнеру бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга; а также

(2) российским/иностранным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, лицам, действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества, с которыми Санкт-Петербургом[52] заключены концессионные соглашения, предусматривающие предоставление концессионеру бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга[53].

Порядком предусматривается, что обязательными условиями предоставления субсидий являются:

  • осуществление главным распорядителем бюджетных средств Санкт-Петербурга, предоставившим субсидии и Комитетом государственного финансового контроля Санкт-Петербурга проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий;
  • запрет на приобретение за счет полученных субсидий иностранной валюты, за исключением приобретения высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий[54].

Порядком также урегулирована процедура возврата предоставленных субсидий в случае неустранения нарушений, выявленных в ходе проверки соблюдения получателем субсидий условий их предоставления. Так, в частности, возврату в бюджет Санкт-Петербурга подлежат субсидии, в отношении которых были установлены факты нарушения условий их предоставления, а также неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидий[55].

Гостиничная деятельность

22. Упрощен порядок заселения в гостиницу несовершеннолетних лиц

02 апреля 2021 г. вступили в силу изменения[56] в правила предоставления гостиничных услуг[57], предусматривающие возможность заселения в гостиницу несовершеннолетних граждан, в отсутствие нахождения рядом с ними законных представителей, на основании документов, удостоверяющих личность несовершеннолетних лиц, при условии предоставлении простой письменной формы согласия законных представителей (одного из них). Напомним, что ранее требовалась нотариально заверенная форма такого согласия[58].

23. Опубликован порядок информационного взаимодействия ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с организациями, оказывающими гостиничные услуги

По общему правилу[59], администрации учреждений, оказывающих гостиничные услуги (далее – «Гостиницы»), обязаны в течение суток с даты прибытия гражданина РФ в соответствующее место пребывания и выбытия из него предоставить информацию территориальному органу МВД России (далее – «МВД»).

Во исполнение указанного положения, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области опубликовало[60] порядок взаимодействия.

В частности, требуется заключение соглашения об информационном взаимодействии, которое направляется администрацией Гостиниц в МВД почтовым отправлением либо нарочно с указанием сведений о наименовании Гостиницы, ее местонахождении и выбранном способе передаче информации.

Порядок взаимодействия МВД и Гостиниц предусматривает следующие способы передачи информации:

  • на бумажных носителях (например, анкеты) непосредственно в подразделение МВД на районном уровне;
  • на электронных носителях (например, флэш карты, CD диски) непосредственно в подразделение МВД на районном уровне;
  • с использованием информационно-телекоммуникационных сетей либо средств электросвязи (при направлении соглашения о взаимодействии указанным способом, к нему в обязательном порядке прикладывается согласованная с МВД схема передачи информации);
  • в электронной форме через портал госуслуг.

Москва

24. В Москве госуслуги в отношении сделок с недвижимостью перешли в онлайн-формат

С 01 марта 2021 г., согласно информации с сайта Мэра и Правительства Москвы от 20.02.2021 г.[61], госуслуги Департамента городского имущества города Москвы, связанные с оформлением документов в отношении сделок с нежилой недвижимостью, доступны исключительно в электронном виде через портал mos.ru.

Так, в общей сложности в цифровой формат будет переведена 21 госуслуга[62], включая госуслуги:

  • для строительства, реконструкции, благоустройства и оформления градостроительной документации (изменение вида разрешенного использования земельного участка, выдача договора на размещение объекта благоустройства, выдача распоряжения о снятии запрета на строительство, согласование межевого плана границ земельного участка и т.д.);
  • при предоставлении городской земли организациям/физическим лицам (предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставление земельного участка в безвозмездное пользование, предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий/сооружений, расположенных на земельном участке и т.д.);
  • для арендаторов городской недвижимости и владельцев земельных участков (предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий/сооружений, прекращение права постоянного (бессрочного) пользования ввиду отказа от права, возмездное отчуждение недвижимого имущества из государственной собственности города Москвы, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и т.д.).

К концу 2021 г. планируется перевести в электронный формат оставшиеся 11 видов госуслуг, оказываемых Департаментом городского имущества города Москвы, по сделкам в отношении жилой недвижимости.

Судебная практика

25. Срок давности привлечения к ответственности за нецелевое использование земельного участка

Согласно одному подходу судебной практики (Постановление Верховного Суда РФ от 10.06.2011 № 71-АД11-6), использование земельных участков не по целевому назначению является нарушением законодательства РФ об охране окружающей среды и срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год.

В соответствии с иным подходом судебной практики (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.09.2017 № 307-АД17-6188 по делу № А56-5983/2016) нецелевое использование земельных участков является нарушением земельного законодательства и, соответственно, применяется общий срок исковой давности по административным правонарушениям – 2 месяца.

Согласно недавнему решению Верховного суда РФ (Постановление ВС РФ от 24.02.2021 № 52-АД21-3-К8), Верховный суд подтвердил, что срок исковой давности по правонарушениям в связи с нецелевым использованием земельного участка – 1 год.

26. К новому арендодателю переходят все права и обязанности по договору аренды после банкротства прошлого арендодателя (Определение ВС РФ от 24.12.2020 № 305-ЭС20-14025)

Банк (арендатор) заключил договор аренды с первоначальным арендодателем и уплатил арендодателю страховой депозит. По условиям договора аренды, в случае перехода прав и обязанностей арендодателя по договору, он не обязан осуществлять возврат страхового депозита/его части арендатору, однако обязан вернуть в случае прекращения договора аренды.

После признания первоначального арендодателя банкротом, банк (арендатор) и вновь созданное общество (новый арендодатель) заключили соглашение о расторжении договора аренды в связи с истечением срока аренды и заключили новый договор аренды в отношении тех же нежилых помещений, которые фактически не выбывали из пользования арендатора. В связи с тем, что страховой депозит не был возвращен новым арендодателем, банк обратился в суд.

Верховный суд, не согласившись с позицией нижестоящих судов, которые отказали банку и пришел к выводу, что к новому арендодателю переходят не отдельные права выбывшего лица, а вся совокупность прав и обязанностей предыдущего арендодателя.

Пока не доказано иное, предполагается, что страховой депозит (обеспечительный платеж) переходит к новому арендодателю вместе с правом собственности на вещь; соответственно, переходит и обязанность по его возврату в случае прекращения арендных отношений.

27. Отсутствие отдельного входа не свидетельствует о том, что помещение является неизолированным (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 25.12.2020 по делу № А58-4369/2019, позиция поддержана в Определении Верховного Суда РФ от 02.04.2021 № 302-ЭС21-914 по делу № А58-4369/2019)

Между администрацией и истцом заключен договор аренды муниципального имущества – нежилого помещения. Истец (арендатор) обратился к администрации с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества и получил отказ в удовлетворении заявления, в том числе, со ссылкой на то, что помещение не сформировано как самостоятельный объект недвижимости.

Не согласившись с выводами апелляции, поддержавшей Администрацию, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что действующее законодательство не связывает квалификацию объекта недвижимости как обособленного и изолированного с наличием отдельного входа. Суд округа посчитал, что в качестве признания объекта обособленным достаточно того, что спорный объект отделен строительными конструкциями, имеет в техпаспорте свой номер.

28. Различие понятий машино-места и нежилого помещения в контексте дела о банкротстве (Определение ВС РФ от 21.01.2021 № 307-ЭС20-4804 (7))

Верховный суд подтвердил установленный законом о банкротстве одинаковый правовой режим для жилого помещения и машино-места в вопросе очередности удовлетворения требований дольщиков к застройщику.

При этом Верховный суд дополнительно указал на то, что из положений подпункта 3.1 пункта 1 статьи 201.1 Закона о банкротстве не следует тождество понятий машино-места и нежилого помещения. Напротив, усматривается их различие – для нежилого помещения установлена максимально допустимая площадь (не более 7 кв.м.), тогда как в отношении машино-места данной нормой права ограничения по размеру площади не предусмотрены.

[1] Приказ Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

[2] Постановление Правительства РФ от 20.03.2021 № 423 «О внесении изменений в Положение об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам».

[3] Постановление Правительства РФ от 27 июня 2020 № 938 «Об утверждении Положения об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам».

[4] Более подробно об условиях и порядке предоставления займов членам СРО можно прочитать в одном из наших прошлых обзоров.

[5] На основании Распоряжения Правительства РФ от 19.01.2021 № 48-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Градостроительная деятельность».

[6] Путем внесения изменения в ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[7] В случае приостановления осуществления (отказа в осуществлении) государственного кадастрового учета объектов капительного строительства и государственной регистрации прав на него.

[8] Приказ Минкультуры России от 24.09.2020 № 1142, который вносит изменение в Приказ Минкультуры России от 02.07.2015 № 1905 «Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия» (Далее – Приказ № 1905). Вступил в силу 06.02.2021.

 [9] П.8 Приказа № 1905.

[10] Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вступил в силу-23.03.2021.

[11] Дополнительные разъяснения см. в <Информации> Росреестра от 23.03.2021 «Росреестр упростил порядок проведения комплексных кадастровых работ для коллективных сообществ».

[12] Приказ Минстроя России от 30.11.2020 № 734/пр «Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (далее – Приказ 734/пр). Вступил в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 сентября 2026 года. Утратил силу аналогичный Приказ Минстроя России от 15 апреля 2016 г. № 248/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (Далее – Приказ 248/пр).

[13] В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент).

[14] См. п. 2 Приказа 248/пр и п. 5 Приказа 734/пр.

[15] Ранее в согласовании проекта СТУ могло быть отказано, в случае несоответствия проекта СТУ требованиям главы II Приказа 248/пр .См. п. 20 Приказа 248/пр и абз. 3 п. 23 Приказа 734/пр.

[16] См. п. 18 Приказа 248/пр и абз. 3 п. 21 Приказа 734/пр.

[17] Внесены изменения в п. 12 Приказа Минстроя России от 08.06.2018 № 341/пр (ред. от 26.05.2020) «Об утверждении Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» (Далее – Приказ № 341/пр). Вступил в силу -13.02.2021.

[18]Напомним, что Институт экспертного сопровождения введен в августе 2020 года. Федеральным законом от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ, предусматривающие введение института экспертного сопровождения (части 3.9 – 3.11 статьи 49 кодекса). Застройщики (технические заказчики) получили возможность, в случае внесения изменений в проектную документацию, направить их экспертное сопровождение, для подтверждения соответствия внесенных в проектную документацию изменений установленным требованиям.

[19] Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее – Реестр).

[20] Приказ Росстандарта от 23.06.2020 № 282-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации». Вступил в силу – 01.01.2021.

[21] Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (Далее-Порядок). Изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2021 № 567 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Вступил в силу – 22.04.2021.

[22] Пп. б) п. 2 Порядка дополнен двумя новыми абзацами.

[23] П. 13 Порядка дополнен несколькими новыми подпунктами.

[24] Порядок дополнен новым п. 27(5).

[25] Многоквартирный дом.

[26] На основании Постановления Правительства РФ от 16.01.2021 № 9 «О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

[27] Постановление Правительства РФ от 10.04.2021 № 575 «О принятии публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» решений о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (Далее- Постановление № 575). Вступил в силу с 21.04.2021.

[28] Ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Далее- Закон № 218 ФЗ).

[29] Ч. 3.3 ст. 13.1 Закона № 218 ФЗ.

[30] Постановление Правительства РФ от 12.09.2019 № 1192 «Об утверждении Правил принятия решения публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». (Далее – Постановление) Вступил в силу с 31.03.2021.

Изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 18.03.2021 № 403 «О внесении изменений в Правила принятия решения публично-правовой компанией “Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства” о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[31] Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2459 (ред. от 01.04.2021) «Об утверждении Правил финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации». Вступил в силу -06.01.2021 (10.04.2021 дополнительно внесены изменения).

[32] Дополнительно в целях отбора проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры утверждены:

  • положение о Межведомственной комиссии по отбору проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – межведомственная комиссия);
  • порядок принятия межведомственной комиссией решений об отборе проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры.

Утверждены Приказом Минстроя России от 29.01.2021 № 29/пр «Об утверждении положения о Межведомственной комиссии по отбору проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и порядка принятия Межведомственной комиссией решений об отборе проектов строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры». Вступил в силу -11.04.2021.

[33] Специализированное общество проектного финансирования – общество, 100% акций (долей участия) которого принадлежит единому институту развития в жилищной сфере или иной организации, определенной Правительством РФ.

[34] Межведомственная комиссия принимает решение об отборе проекта жилищного строительства в целях предоставления займа, об отборе проекта развития инфраструктуры для предоставления специализированным обществом займа. Порядок принятия межведомственной комиссией решений утвержден Приказом Минстроя России от 29.01.2021 № 29/пр.

[35] О предыдущих изменениях в сфере ГКО можно ознакомиться в нашем обзоре.

[36] Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной кадастровой оценке» (Далее – Закон о кадастровой оценке). Вступил в силу – 01.01.2021.

[37] Уполномоченных органов субъектов РФ, наделенных полномочиями по принятию решения о проведении ГКО, а также бюджетных учреждений (п. 1 ст. 9 Закона о кадастровой оценке, п. 5. Приказа Росреестра от 29.12.2020 № П/0497 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии федерального государственного надзора за проведением государственной кадастровой оценки»).

[38] Напомним, что дополнительные требования устанавливаются в Приказе Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 (ред. от 09.09.2019) «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке».

[39] Ст. 14 Закона о кадастровой оценке.

[40] Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» дополнен новой статьей 3.1. Начало действия редакции – 10.01.2021.

Изменения введены Федеральным законом от 30.12.2020 № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Далее – Закон № 505 – ФЗ).

[41] Однако эти положения не распространяются в отношении особо охраняемых природных территорий, полностью расположенных на территории населенного пункта, а также не применяются к тем населенным пунктам, сведения о границах которых не внесены в ЕГРН (ст. 6 Закона № 505 – ФЗ).

[42] Ч. 4.1 ст. 25, ч. 8.4 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ.

Изменения внесены ст. 4 Федерального закона от 30.12.2020 № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[43] Приказ Минтранса России от 10.08.2020 № 297 «Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требований к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута». Вступил в силу – 13.02.2021. Утрачивает силу аналогичный Приказ Минтранса России от 17.10.2012 № 373.

[44] Федеральным законом от 09.03.2021 № 36-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в Статью 20.4. КоАП РФ. Начало действия документа – 20.03.2021.

[45] Постановление Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)». Вступил в силу – 25.03.2021.

Изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 16.03.2021 № 388 «О внесении изменений в требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий)».

[46] «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175).

[47] Приказ МЧС России от 31.07.2020 № 582 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» (вместе с «СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования»). Вступил в силу – 01.03.2021.

Приказ МЧС России от 31.08.2020 № 628 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (вместе с «СП 485.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»). Вступил в силу – 01.03.2021.

[48] Изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Изменения внесены Федеральным законом от 09.03.2021 № 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[49] Порядок утвержден Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2020 № 1232 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на реализацию соглашений о государственно-частном партнерстве, публичным партнером по которым выступает Санкт-Петербург, и концессионных соглашений, концедентом по которым выступает Санкт-Петербург» (далее – «Постановление № 1232»).

[50] Федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета.

[51] В лице Правительства Санкт-Петербурга.

[52] В лице Правительства Санкт-Петербурга.

[53] П. 1 Постановления № 1232.

[54] П. 2 Постановления № 1232.

[55] П. 2 Постановления № 1232.

[56] Постановление Правительства РФ от 01.04.2021 № 519 «О внесении изменений в Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».

[57] Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».

[58] При сопровождении несовершеннолетних лиц, не достигших 14 лет, требование о предоставлении свидетельства о рождении сохраняется.

[59] П. 2 Приказа МВД России от 09.07.2018 № 435 «Об утверждении Порядка представления администрациями гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений, учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, информации о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы МВД России и Типовой формы соглашения об информационном взаимодействии».

[60] Взаимодействие с гостиницами и организациями, оказывающими гостиничные услуги

[61]  https://www.mos.ru/news/item/86838073/.

[62] Всего Департамент городского имущества города Москвы оказывает 35 видов госуслуг.

Share on LinkedInTweet about this on TwitterShare on Facebook

Дополнительная информация