Новости Законодательства / 26.11.2021

Основные изменения законодательства в сфере ESG / EHS – Лето/Осень 2021

Вопросы декарбонизации экономики, климатических рисков и устойчивого развития не сходят с первых полос СМИ. На фоне набирающего в России тренда ESG институциональные инвесторы и банки видят своей целью снижение инвестиций в добывающие компании и увеличение – в зеленые. В сентябре Правительство РФ утвердило критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития (таксономия зеленых проектов), а также положения о финансовых инструментах устойчивого развития и их верификации, о чем более подробно рассказано в нашем Обзоре.

ESG-риторика сопровождается ростом внимания к вопросам экологической и промышленной безопасности, ужесточением регулирования. В части ужесточения показательны проекты нормативных актов, проанализированные в нашем Обзоре, демонстрирующие общий вектор в данной сфере, например, рассматривается введение финансового обеспечения в рамках обязанности собственников некоторых опасных объектов по осуществлению мероприятий при консервации и ликвидации объекта.

ESG регулирование

Утверждены цели и основные направления устойчивого (зеленого) развития РФ

14 июля 2021 г. вступили в силу положения, определяющие цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ, определяющие ключевые направления государственной политики РФ по развитию инвестиционной деятельности в РФ и привлечению внебюджетных средств в проекты, связанные с положительным воздействием на окружающую среду, а также развитие направлений устойчивого развития в соответствии с международными договорами РФ[1].

В частности, к основным направлениям устойчивого (зеленого) развития РФ относятся – обращение с отходами, энергетика, строительство, промышленность, транспорт и промышленная техника, водоснабжение и водоотведение и ряд иных направлений.

Вводится понятие «зеленый проект», под которым понимается проект, одновременно удовлетворяющий следующим условиям:

    • соответствие количественным и качественным критериям зеленых проектов (более подробно о данных критериях см. ниже);
    • направленность на достижение целей Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015г., или целей Декларации ООН от 25 сентября 2015 г., известных также как цели устойчивого развития (sustainable development goals) – в частности, (1) обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех, (2) обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех, (3) содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех[2] и иные цели;
    • направленность на достижение следующих приоритетных целей, связанных с положительным воздействием на окружающую среду – (1) сохранение, охрана и улучшение состояния окружающей среды, (2) снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ, (3) сокращение выбросов парниковых газов, (4) энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов;
    • направленность на достижение экологического эффекта в течение срока реализации зеленого или адаптационного проекта[3], который (1) материален, т.е. эффект от реализации проекта имеет долгосрочное и существенное положительное влияние на климат и окружающую среду; (2) соответствует требованиям законодательства РФ в области охраны окружающей среды;
    • соответствие технологическим показателям наилучших доступных технологий;
    • отсутствие значимых побочных эффектов на окружающую среду, т.е. при соответствии проекта требованиям законодательства РФ в области охраны окружающей среды.

Помимо зеленых проектов вводится также понятие адаптационные проекты, которое также предполагает соответствие некоторым из указанных выше условий, установленных для зеленых проектов. Таким образом, к адаптационным проектам применяются менее строгие требования по сравнению с зелеными проектами.

Утверждены критерии проектов устойчивого развития в РФ

Для реализации целей и основных направлений устойчивого (зеленого) развития в РФ (более подробно см. выше), Правительством РФ были утверждены и 02 октября 2021 г. вступили в силу соответствующие критерии проектов устойчивого (зеленого) развития в РФ и требований к системе верификации таких проектов[4] (далее – «Критерии»).

Критерии включают в себя (1) критерии зеленых проектов (таксономия зеленых проектов) и (2) критерии адаптационных проектов (таксономия адаптационных проектов).

По сравнению с зелеными проектами, к адаптационным («переходным») проектам предъявляются более гибкие требования. К таким проектам относится деятельность в отраслях, которые не относятся к «зеленым» и не полностью соответствуют международным стандартам, установленным в отношении зеленых проектов, но при этом характеризуются существенным положительным экологическим эффектом и нацелены на снижение ущерба окружающей среде.

Одним из Критериев как для зеленых, так и для адаптационных проектов является соответствие показателям справочника наилучших доступных технологий[5].

Среди иных Критериев, в частности, предусматриваются следующие:

    • в отношении реализации проектов, направленных на повышение энергоэффективности и теплоэффективности действующих сооружений по направлению «эффективное электроснабжение» – снижение потребления энергии более чем на 20% (в кВт·ч/м2) для действующих объектов, для новых объектов – эффект определяется инициатором и подтверждается верификатором;
    • в отношении реализации проектов, направленных на повышение энергоэффективности и теплоэффективности действующих сооружений по направлению «эффективные системы водоснабжения» – снижение потребления воды более чем на 20%;
    • в отношении производства алюминия – прямые выбросы парниковых газов менее 1,514 т CO2e/т или суммарные выбросы парниковых газов, связанные с электролизом и с производством потребленной для электролиза электроэнергии – менее 3 т CO2e/т;
    • в отношении создания/модернизации инфраструктуры хранения и переработки продукции сельского хозяйства – снижение выбросов СО2е не менее чем на 20%;
    • Прочие Критерии.

К зеленым проектам без установления дополнительных Критериев относятся такие проекты, как реализация проектов, основанных на технологиях нулевой обработки сельскохозяйственных земель, проекты, направленные на обеспечение водооборотного водоснабжения, строительство и модернизация инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии и иные проекты.

Финансирование капитальных затрат и операционных расходов, связанных с реализацией зеленого или адаптационного проекта устойчивого развития планируется осуществлять за счет привлечения финансирования посредством выпуска финансового инструмента устойчивого развития (выпуск облигаций или предоставление кредитов для финансирования проектов устойчивого развития).

В целях проверки соответствия таких проектов Критериям проводится процедура верификации. Единовременно верификация может осуществляться, как на этапе до привлечения денежных средств, так и после. Кроме того, верификация проводится на регулярной основе – не реже 1 раза в год в течение срока действия финансового инструмента.

Вступает в силу закон, регулирующий ограничение выбросов парниковых газов

В целях исполнения обязательств России в рамках Парижского соглашения о предотвращении изменения климата, 30 декабря 2021 г. вступает в силу ФЗ от 02 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (далее – «ФЗ 296»), регулирующий отношения в сфере деятельности, которая сопровождается выбросами парниковых газов и направленный на создание условий для устойчивого развития экономики РФ при снижении уровня таких выбросов.

ФЗ 296 предусматривает следующие меры по ограничению выбросов парниковых газов:

    • государственный учет выбросов парниковых газов, осуществляемый в форме ведения реестра выбросов парниковых газов;
    • установление целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;
    • поддержка в соответствии с законодательством РФ деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению поглощения парниковых газов.

Согласно положениям ФЗ 296, организации, осуществляющие деятельность, сопровождаемую выбросами парниковых газов, масса которых эквивалента 150 тыс. и более тонн углекислого газа в год за период до 01 января 2024 г. или 50 тыс. и более тонн углекислого газа в год за период с 01 января 2024 г., должны ежегодно (до 01 июля года, следующего за отчетным) представлять в уполномоченный государственный орган отчеты о выбросах парниковых газов.

Также ФЗ 296 предусматривает реализацию организациями на добровольной основе климатических проектов, т.е. комплекса мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения.

РОП и утилизация отходов

Утверждена новая форма акта утилизации отходов от использования товаров

С 18 июня 2021 г. по 1 января 2022 г. производители товаров будут обязаны отчитываться о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров по новой форме акта утилизации отходов, утвержденной Росприроднадзором в апреле этого года[6].

Напомним, что ранее в рамках предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов, Росприроднадзором были рекомендованы 2 формы актов об утилизации отходов[7]. Сейчас содержание предыдущих форм объединено в единой новой форме и включает следующие сведения:

    • данные об исполнителе, который утилизирует отходы (наименование, ОГРН, ИНН, ОКВЭД, место нахождение и пр.);
    • сведения о заказчике (т.е. о производителе/импортере товаров);
    • перечень утилизированных отходов;
    • информацию о том, что было произведено в процессе утилизации (рециклинг, регенерация, рекуперация).

Напомним также, что копия акта об утилизации должна быть представлена Росприроднадзору по его запросу в целях осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации[8].

Уточнен перечень товаров/упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств

По общему правилу, в силу п. 4.1 ст. 24.2 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров (групп упаковки товаров), при условии аналогичного назначения таких товаров/упаковки товаров или аналогичного способа обработки отходов от их использования.

Перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, содержит графу «Категория товаров аналогичного назначения и/или аналогичного способа обработки отходов от их использования» с номерами, присвоенными группам товаров/упаковке товаров.

В соответствии со вступившими 26 апреля 2021 г. изменениями[9], следующий перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительных свойств[10], дополнен графой «Категория товаров аналогичного назначения и/или аналогичного способа обработки отходов от их использования:

    • группа № 17 «Шины, покрышки и камеры резиновые» – присвоена категория 2;
    • группа № 33 «Аккумуляторы свинцовые» – присвоена категория 12;
    • группа № 34 «Батареи аккумуляторные» – присвоена категория 14;
    • группа № 35 «Оборудование электрическое осветительное» – присвоена категория 27;
    • группа № 36 «Приборы бытовые электрические» – в зависимости от позиции присвоены категории 23 и 24;
    • группа № 37 «Приборы бытовые неэлектрические» – присвоена категория 27;
    • группа № 40 «Фильтры для двигателей внутреннего сгорания» – присвоена категория 26.

Таким образом, норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации отходов от использования товаров, входящих в различные группы товаров, только при условии одинакового значения в столбце «Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования»[11]. Например, норматив утилизации отходов от использования товаров группы № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды) может быть исполнен, как полностью, так и частично, при утилизации отходов от использования товаров, входящих в группу № 2 «Ковры и ковровые изделия».

Разъяснения Росприроднадзора по вопросу исполнения обязанности по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров

Согласно разъяснениям Росприроднадзора, представленным в Письме от 29 сентября 2021 г. № АА-10-03-34/32761, в случае, когда выполнение производителем/импортером нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, российским экологическим оператором, региональным оператором или юридическими лицами/ИП, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, выдача акта утилизации лицами, не входящими в этот перечень, а также лицами, с которыми производитель/импортер не заключал соответствующие договоры, не соответствует положениям ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» об обеспечении выполнения норматива утилизации по поручению производителей/импортеров.

Если производитель/импортер поручают обеспечение выполнение норматива утилизации третьему лицу, то в акте утилизации указывается такое третье лицо.

НВОС

Разъяснения по вопросам постановки на учет объектов, на которых осуществляется деятельность по строительству объектов капитального строительства (в т.ч. строительных площадок)

Согласно критериям категоризации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – «Объекты НВОС»), объекты, на которых осуществляется деятельность по строительству (в т.ч. строительные площадки) в зависимости от продолжительности таких работ относятся к Объектам НВОС III и IV категорий.

Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет организациями, осуществляющими деятельность на указанных Объектах НВОС, на основании соответствующей заявки о постановке на государственный учет[12].

Письмом Минприроды России от 15 апреля 2021 г. № 12-50/4954-ОГ «О постановке на государственный учет объектов» уточняется, что в заявке о постановке на учет в качестве даты ввода объекта в эксплуатацию целесообразно указывать дату выдачи разрешения на строительство, а в случае если выдача разрешения на строительство не требуется, дату утверждения проектной документации.

Также отмечается, что после завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию при актуализации учетных сведений об Объекте НВОС на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и может быть принято решение о включении/исключении объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Разъяснения по вопросам внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении объектов III категории

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении объектов III категории регулируется п. 11.1 и 11.2 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2017 г. № 255.

Письмом Минприроды России от 04.08.2021 № 19-50/10802-ОГ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» уточняется, что плату за негативное воздействие на окружающую среду необходимо вносить по всем загрязняющим веществам, включенным в перечень загрязняющих веществ и присутствующих в выбросах предприятия, в том числе по высокотоксичным веществам, веществам, обладающим канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Выбросы радиоактивных веществ нормируются отдельно органами Ростехнадзора, исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду по ним не производится.

ИНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Утвержден новый регламент выдачи санитарно-эпидемиологических заключений

11 июля 2021 г. вступил в силу новый административный регламент, регулирующий порядок выдачи Роспотребнадзором санитарно-эпидемиологических заключений (далее – «СЭЗ»)[13].

Новый регламент, в частности, предусматривает следующее:

    • расширен круг заявителей на предоставление государственной услуги по выдаче СЭЗ, в который помимо юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включены физические лица[14]и уполномоченные представители;
    • скорректированы сроки выдачи СЭЗ:
    • срок выдачи СЭЗ на проект санитарно-защитной зоны – 15 рабочих дней (ранее отдельно такой срок не устанавливался);
    • срок выдачи СЭЗ о размещении объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме – 10 календарных дней;
    • срок предоставления государственной услуги по предоставлению СЭЗ – 20 рабочих дней (ранее – 30 календарных дней).
    • уточняется, что результат предоставления государственной услуги по выдаче СЭЗ оформляется в виде электронного документа. При наличии запроса заявителя о предоставлении СЭЗ на бумажном носителе, Роспотребнадзор оформляет СЭЗ на бумажном носителе на бланке установленной формы.

Говоря в целом, административный регламент Роспотребнадзора по выдаче СЭЗ не претерпел масштабных изменений, за исключением указанных выше.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Рассматривается законопроект, устанавливающий обязанности владельцев опасных производственных объектов, по ликвидации вреда окружающей среде для лиц

В настоящее время в Государственной думе рассматриваются и приняты в первом чтении поправки в ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[15], устанавливающие обязанности по ликвидации вреда окружающей среде для лиц, использующих опасные производственные объекты/объекты размещения отходов I и II классов опасности (далее – «Законопроект 4764-8»).

В частности, вводится новое понятие «отдельные производственные объекты» (далее – «ОПО»), под которым понимаются производственные объекты I и II классов опасности, подлежащие включению в реестр ОПО на основании установленных критериев, а также объекты размещения отходов I и II классов опасности (за исключением некоторых сооружений).

Среди ключевых обязанностей, возлагаемых на собственников ОПО, Законопроект 4764-8 предусматривает следующие:

    • при консервации или ликвидации производственного объекта I и II классов опасности должны быть реализованы мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации ОПО[16];
    • не позднее чем за 5 лет до истечения срока эксплуатации зданий/сооружений[17], являющихся ОПО или в которых находятся ОПО, необходимо разработать и представить в Росприроднадзор:
    • план мероприятий[18] по предупреждению и ликвидации загрязнений окружающей среды в результате эксплуатации ОПО, включающий мероприятия, осуществляемые при консервации или ликвидации такого ОПО[19];
    • документы, подтверждающие финансовое обеспечение осуществления указанных мероприятий – в частности, независимая гарантия, поручительство по обязательствам по уплате денежных сумм; документ, подтверждающий создание собственником ОПО резервного фонда с объемом денежным средств, необходимых для осуществления плана мероприятий.

Неисполнение собственниками ОПО указанных выше требований влечет обязанность по уплате такими лицами компенсационного платежа, который рассчитывается исходя из степени загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации ОПО и не может превышать сумму расчетных затрат на выполнение плана мероприятий.

Неуплата компенсационного платежа влечет для собственника ОПО в форме акционерного общества запрет на принятие решений о выплате дивидендов по акциям и запрет на выплату объявленных дивидендов.

Планируется, что Законопроект 4764-8 вступит в силу с 01 сентября 2022 г.

В 2022 г. планируется увеличить размер ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду

Минприроды России подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О применении в 2022 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – «Проект Постановления»), предусматривающий установление следующих ставок платы:

    • за негативное воздействие на окружающую среду – в размере ставок, установленных на 2018 г., с учетом их индексации на коэффициент 1.17, который равен индексу роста цен с 2019 по 2022 г.;
    • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля в размере 66.17 рублей за тонну.

Как следует из пояснительной записки к Проекту Постановления, размеры ставок в настоящее время являются существенно заниженными и требуют системного повышения для обеспечения стимулирующего эффекта по реализации природоохранных мероприятий.

В 2022 г. планируется увеличить нормативы утилизации отходов от использования товаров

Минприроды России подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2022 год», который предусматривает увеличение ставки норматива утилизации по каждой группе товаров по сравнению со ставками, установленными в 2021 г.

В частности, в 2022 г. планируется установить следующие нормативы утилизации товаров:

    • группа № 1 (Изделия текстильные готовые (кроме одежды) составит 20% (в 2021 г. – 10%);
    • группа № 6 (Одежда прочая и аксессуары) составит 20% (в 2021 г. – 10%);
    • группа № 9 (Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона) составит 55% (в 2021 г. – 45%);
    • группа № 27 (Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование) составит 25% (в 2021 г. – 15%).

На текущий момент указанный проект постановления окончательно не принят и находится на рассмотрении.

В 2022 г. планируется утвердить новые правила, регламентирующие процедуру проведения рекультивации и консервации земель

Минприроды России подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О проведении рекультивации и консервации земель», предусматривающий изменения в порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, на которых расположены леса и которые подвергались загрязнению и иному негативному воздействию (далее – «Порядок»).

В частности, новая редакция Порядка предусматривает следующее:

    • в случае, если отсутствует информация о лицах, деятельность которых привела к деградации земель, государственная собственность на которые не разграничена, субъекты РФ и муниципальные образования вправе самостоятельно осуществить их рекультивацию и консервацию;
    • рекультивация земель сельскохозяйственного назначения, целевое назначение которых было изменено в целях добычи полезных ископаемых, должна обеспечить восстановление земель до состояния, установленного на дату утверждения проекта рекультивации, не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения (за исключением случаев, когда такие земельные участки были изъяты для государственных и муниципальных нужд);
    • если рекультивация земель осуществляется в отношении публичной земли и на проект рекультивации получено заключение государственной экологической экспертизы, то Росприродназдор осуществляет мониторинг выполнения работ по проведению рекультивации таких земель с целью установления соответствия их установленным природоохранным требованиям и проекту рекультивации, посредством дистанционного наблюдения.

На текущий момент Порядок не утвержден и находится на стадии рассмотрения.

Планируется продлить действие формы акта утилизации отходов от использования товаров до 2027 года

Минприроды России подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» (далее – «Приказ 2010»), предусматривающий продление срока действия утвержденной ранее формы акта[20] утилизации отходов от использования товаров до 01 января 2027 г.

На текущий момент Приказ 2010 не подписан и находится на стадии общественного обсуждения.

[1]     Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации».

[2]     Цели № 6, № 7, № 8 согласно Декларации ООН от 25 сентября 2015 г. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».

[3]     К адаптационным проектам предъявляются более гибкие требования по сравнению с зелеными проектами.

[4]     Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».

[5]     Утвержден Приказом Росстандарта от 23 декабря 2020 г. № 2185.

[6]     Приказ Росприроднадзора от 30.04.2021 № 236 «Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров».

[7]     Письмо Росприроднадзора от 15.12.2016 № АС-10-01-36/25460 «О направлении поручения».

[8]     В силу п. 14(б) Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010.

[9]     Распоряжение Правительства РФ от 26.04.2021 № 1067-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р».

[10]    Приложение № 1 к распоряжению Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

[11]   Письмо Росприроднадзора от 02.04.2018 № АС-10-02-36/6274.

[12]    П. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

[13]    Приказ Роспотребнадзора от 05.11.2020 № 747 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований». Соответственно, предыдущий административный регламент, утвержденный Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775, утрачивает силу.

[14]    В случае получения СЭЗ о размещении объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме.

[15]    Проект Федерального закона № 4764-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[16]    П. 7 ст. 1 Законопроекта 4764-8.

[17]    Согласно проектной документации.

[18]    П. 7 ст. 1 Законопроекта 4764-8.

[19]    Также требуется получение заключения государственной экологической экспертизы такого плана мероприятий.

[20]    Утвержденной Приказом Росприроднадзора от 30.04.2021 № 236 «Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров», который действует до 01 января 2022 г.

Share on LinkedInTweet about this on TwitterShare on Facebook

Дополнительная информация